Эротика по советски. "Сопротивление потребительской культуре".
Римантас Дихавичюс: «Женщины — это не люди, это другие создания»
Римантас Дихавичюс — советский фотограф и прирожденный романтик. Именно романтический налет и помог ему стать первым фотохудожником, выпустившим в Советском Союзе издание, прославляющее женскую красоту. Авторский альбом назывался «Цветы среди цветов» и был представлен на международной книжной ярмарке в Москве в 1987 году. Сборник произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Предупреждение!
Содержание этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).
Римантас Дихавичюс вспоминает: «Была тотальная цензура. Эта тема была запрещена, и ни одна западная книга такая не попала на ярмарку, ни одна. И вдруг — на советском стенде, на литовском… Потом эту книгу даже забрали вовнутрь, потому что стенд бы посетители снесли. Ревнители строгих нравов на меня не нападали. Просто было удивление — не до критики.»
Иностранные эксперты удивлялись: откуда мог появиться такой высокий уровень мастерства в стране, где фотографии в жанре «ню» были 70 лет под запретом?
Римантас Дихавичюс не задумывался об этом. Он просто делал поэтичные, высококлассные фотографии ускользающей красоты. Не она, говорил фотограф, спасет мир, а мы сегодня должны спасать красоту.
Маленьким мальчиком вместе с родителями Римантас Дихавичюс в сталинское время вместе с тысячами литовцев был выслан в Сибирь. Потерявший мать, оказавшийся в спецзаведении для детей «врагов народа», Римантас не ожесточился, напротив, во всем и во всех искал и ищет красоту.
«Сегодня надо спасать саму красоту, она не востребована. Этим надо дорожить, это надо передать другим. Вот тогда красота начинает спасать. Этот идеал рассыпан в людях».
Мы представляем самые чувственные фотографии из книги Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов». Многие из этих работ можно увидеть на проходящей в настоящее время в Русском музее выставке «Красота без гламура?», посвященной жанру «ню» в русской фотографии ХХ-XXI вв.
Римантас Дихавичюс вспоминает: «После выставки было много заказов, китайцы захотели купить „хотя бы“ миллион экземпляров для узкого круга специалистов. Мы были старшим братом тогда для них, и если старший брат позволяет…»
Книга переиздавалась четыре раза. А из фотографий, вошедших в альбомы была организована выставка, которая проходила в Центральном доме журналиста.
Просматривая фотографии альбома, у зрителя создается впечатление, что фотограф сделал это на одном дыхании: одним прекрасным летом он где-то бегал по пескам, увидел красоту и запечатлел ее. «На самом деле я над ней очень долго работал, многие годы: сам делал фотографии, сам печатал, сам макет делал, сам текст написал».
«Я бы назвала то, что он делает, высочайшего класса культурным сопротивлением потребительской культуре», — говорит знаток творчества Дихавичюса, искусствовед Татьяна Ясинская.
«Вроде бы он занимается модными вещами — ну что сегодня вообще моднее женского тела? Кажется, ну, прямо сырок не продашь творожный без того, чтобы его какая-нибудь полуголая красотка не рекламировала. Это оскорбительно. И Римантас, как может, отстаивает рейтинг высокой культуры. Он до сих пор считает, что женщины — это „не люди, это другие создания“».
Признанный фотомастер не приемлет сегодняшней, как он выразился, эксплуатации женского образа в искусстве. Однажды художник заявил: «Святая тема стала примитивным товаром. Хочу из этой сферы выйти.»
Издание Римантаса Дихавичюса «Цветы среди цветов» до сих пор считается образцом фотоискусства высочайшего класса.
Свежие комментарии