Перспектива в фотографии.
Увидев, что то необычное, поразившее нас, мы хотим тут же запечатлеть это в кадре, но часто, покоряющее нас своей красотой окружение, не получается на фотографии. Одна из причин этого — отсутствие ощущение объема, третьего измерения, ощущения пространства. Мы снимаем кадр и помним, что было красиво, красочно, великолепно, а посмотрев его уже дома на компьютере удивляемся, где же все это? Почему не получилось передать все, то, что мы увидели? Первое, что приходит на ум это плохая камера, объектив и начинается технологическая гонка. Но с покупкой нового объектива или камеры результат, как правило, заметно лучше не становится. Для понимания, почему так происходит, следует разобраться в законах перспективы — приеме передачи пространства на плоскости. Изображение, в котором присутствуют признаки перспективы, — это модель воображаемого пространства. Причем пространство это мы воспринимаем логически. А зрительное восприятие, однозначно говорит о том, что перед нами плоский лист бумаги.
Перед фотографом стоит не простая задача, картина, создаваемая фотографическими средствами, это не копия окружающего нас мира, потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости. Кроме того, особенность нашего зрения, объемное видение мира, заменяется изображением, "нарисованным одним глазом" — объективом.
Так что же такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:
1.Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
То, чем я хочу написать придумано не мной и даже не на заре фотографии. Это было известно еще живописцам. Собственно закон линейной перспективы описал еще Леонардо да Винчи.
Прежде чем приступить к освещению законов перспективы хочу немного рассказать об особенностях нашего зрения. Есть три страшных слова, характеризующие наше зрение. Аккомодация хрусталика, конвергенция глаз и бинокулярная дискретность. На самом деле ничего страшного и непонятного нет.
Аккомодация хрусталика это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта.
Конвергенция глаз не что иное, как сведение оптических осей глаз в одной точке. Конвергенция глаз необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалась на соответствующие места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.
Бинокулярная дискретность это стереоскопический эффект, благодаря наличию двух глаз.
В совокупности это не иначе как приспособления наших глаз к окружающей среде, условиям освещения, удаленности предметов.
Все это есть у нас, но нет у камеры. И тут на помощь фотографу и приходят знание и умение применять законы перспективы, иначе изобразительные признаки глубины картины. Итак этих законов шесть:
1 Закон линейной перспективы:
Линейная перспектива — визуальное изменение масштабных соотношений предметов в зависимости от удаленности. Линейная перспектива всегда геометрически правильна, одинакова и строится по принципу, имеющему характер закона.
Столбы все одинаковые, но по мере удаления они визуально кажутся меньше.
Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов — первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы — стремление параллельных линий сойтись в одной точке на линии горизонта.
Следы шин на песке параллельны, но у линии горизонта они сходятся в одной точке
Перспектива на снимке будет более выраженной, если объекты съемки на переднем плане будут существенно крупнее, чем на заднем плане. Чем ближе передний предмет находится к фотографу, тем более ярко выражена линейная перспектива.
2 Закон тональной перспективы (тональное разделение планов, рассеяние света):
Сущность тональной перспективы заключается в том, что все предметы, расположенные вдали, кажутся нам светлее предметов находящихся на переднем плане. Т.е. более светлые предметы воспринимаются как более далекие. Одновременно с этим удаленные предметы кажутся менее резкими и контрасты светотени снижаются. Хорошо передается в утренние часы или после дождя, когда воздух насыщен влагой.
По мере удаления горы выглядят светлее и менее резкими.
Таким образом, видно какой художественный эффект может быть получен при воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка. Даже при отсутствии чёткого линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей. Максимальный эффект тональной перспективы достигается при контровом или заднедиагональном направлении света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо. При фронтальном же освещении тональная перспектива проявляется слабо либо вообще отсутствует. За счет поиска точки съемки можно искусственно создать эффект тональной перспективы. Для этого достаточно поместить на передний план предметы существенно темнее предметов находящихся вдали.
3 Закон воздушной перспективы
Явление угасания цветов с увеличением расстояния носит название воздушной перспективы. При этом предметы как бы тают, угасают, растворяются в толще воздуха. В применении к черно-белой фотографии понимают постепенное снижение контраста предметов. Воздушная перспектива, в отличие от тональной, не может быть получена искусственно. Она всегда разная, изменчивая и зависит от чистоты атмосферы, её насыщенности влагой, от плотности воздуха и делится на естественную и искусственную дымку.
Естественная дымка бывает:
атмосферной (иначе молекулярной), отображается за счет рассеяния света молекулами воздуха. Имеет сине-голубой цвет. В основном возникает там, где воздух чистый (в горах, над морем, озерами).
На этом кадре хорошо видны "голубые дали"
влажная дымка появляется при повышении влажности воздуха. Бывает светло-голубая, белесая. Самый яркий пример это туман. В туманную погоду воздушная перспектива очень сильная.
Так же дымка бывает искусственная — пыль, дым, промышленные выбросы, смог.
4 Заслонение или перекрытие
Может быть, самый сильный признак глубины. Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого предмета, находящегося дальше. Иногда заслонение — единственный признак глубины.
5 Светотень
Свет и тень создают свое пространство и делают это весьма убедительным образом. Отброшенные тени красноречиво говорят нам о форме горизонтальной поверхности и окружающих предметах. Собственные тени дают возможность буквально осязать предметы, определить их взаимное расположение. Наличие светотеневого рисунка говорит зрителю о том, что он видит тело объёмным.
Даже если сам источник света не включен в кадр, характер распределения светотени, то, что называется эффектом освещения, все равно дает впечатление пространства картины, наполняет это пространство средой, воздухом, таит в себе огромные выразительные возможности. Четко очерченные тени от источников, которые с некоторым приближением можно назвать точечными: солнце, искусственные источники света без отражателей, при определенных условиях дают линии сходящиеся в глубину, то есть создают перспективу.
6 Оптическая перспектива
Сюжетно важная точка кадра всегда находится в фокусе (ситуация, когда она выводится из резкости, — особый случай, обоснованный конкретными требованиями).
Пример ситуации, когда главный объект выведен из резкости
Это так же основано на психофизических закономерностях нашего зрительного аппарата. Глаз всегда "наводит фокус" на интересующий нас предмет. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудалённость объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства. Проще говоря, оптическая перспектива это противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона.
Какие книги советовала бы почитать:
А.И. Лапин Фотография как...
Л.П.Дыко. Основы композиции в фотографии.
Надеюсь, эта информация кому то будет полезной и многие моменты станут более понятными.
Свежие комментарии