(к 25-летию закрытия Крымской АЭС)
Я хорошо помню одну давнюю командировку в Николаевскую область. Красивые Бугские пороги, счастливые и беззаботные лица местных жителей. На минуту вдруг показалось, что здесь остановилось время. Буд-то бы на календаре не Украина середины нулевых, а начало 80-х. Чистые улицы, ухоженные дома, парк и городской пляж на реке. Приветливые и улыбающиеся люди, молодые мамочки гуляют с колясками и повсюду клумбы цветов. Таким я увидела Южно-Украинск. 80% местного населения работают на одном государственном предприятии – АЭС, которая в течение года генерирует 17-18 млрд кВт•ч электрической энергии и на 96 % покрывает потребности в электроэнергии трех южных областей страны (Николаевской, Херсонской, Одесской)
Крупное промышленное предприятие обеспечивает работой, стабильной и относительно высокой заработной платой с полным соцпакетом не только жителей города спутника, но и близлежащих населенных пунктов. Через два месяца судьба меня забросила в Щелкино, город спутник бывшей Крымской АЭС. Однако там картина была уже полностью противоположной. Убитые улицы, пошарпанные фасады домов, отсутствие вечернего освещения и полностью разбитый местный Дом культуры «Арабат». Клумбы с цветами и работающие фонтаны так и не встретились мне за два дня пребывания в этом медленно умирающем городе. Зато часто встречались пьяные мужчины и сварливые женщины. В их глазах – полная безысходность, уныние и тревога за завтрашний день. Щелкино живет только два месяца в году – во время летнего сезона. Почти каждый второй-третий житель города считает за счастье купить гараж. И не важно, что у него нет автомобиля. Ведь летом можно и в гараже пожить, а в свою квартиру пустить курортников. Местными кулаками считаются не только те, кто удачно за сезон сдал жилье, но и те, у кого есть ….лодка. Ведь она настоящая кормилица, а в Азове зимой так много пеленгаса…Именно благодаря морю в голодные 90-е здесь выживали сотни семей.. У двух городов, как оказалось, разная судьба. А ведь история их основания начиналась одновременно со строительством местных АЭС и практически в одно время.
Строительство собственно Крымской атомной электростанции началось в 1981 году. Однако тремя годами ранее у подножья мыса Казантип был заложен рабочий посёлок строителей Крымской АЭС, который Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 11 мая 1982 года получил название Щелкино, увековечив тем самым имя выдающегося советского учёного, трижды Героя Социалистического Труда Кирилла Ивановича Щелкина. В 1979-м были сданы в эксплуатацию три первых жилых дома. А сама Крымская АЭС спустя год получила статус республиканской (украинской) комсомольской стройки, а на пороге перестройки – в 1984-м это уже была Всесоюзная ударная стройка.
К тому времени в городе уже насчитывалось 25 тысяч жителей. Однако в 1987 на стадии 80% готовности первого энергоблока и 18% второго - стройка станции была приостановлена. Основная причина - участок, на котором строили, был признан геологически нестабильным. К тому же сказывался страх перед повторением прошлогодней Чернобыльской трагедии. . Проектная мощность Щелкинской АЭС составляла 2 000 МВт, с последующим увеличением до 4 000 МВт (строительство двух дополнительных энергоблоков) на реакторах типа ВВЭР-1000/320.
Плановой датой запуска был обозначен 1989 год. Но по иронии судьбы, именно лето этого года вошло в историю, как время окончательной консервации стройки.
Если разобраться детальнее, то причин был несколько. Во-первых – печальный опыт Чернобыля. Во-вторых – мощное землетрясение в Армении в декабре 1988 года.
Тогда, крымским сейсмологам поступило срочное задание: выявить, каким может быть максимальным землетрясение на полуострове. Ученые в отчете написали «десятку», а проект строительства станции был рассчитан лишь на 8 баллов по шкале Рихтера. Ну и наконец – третья причина закрытия станции – деньги. Сложность финансирования уже всерьез ощущалась в 1987 году, когда по всему Союзу начали сворачиваться крупные стройки как в энергетике, так и в промышленности, транспорте, градостроительстве…
К тому же активно подключилась общественность. Во время выборов делегатов Съезда народных депутатов СССР весной 1989 года разразились настоящие баталии на крымских округах. В результате, в трех округах победили врачи и эколог, активно использовавшие в своих предвыборных компаниях анти-АЭСовские выступлениях.
Когда стало ясно, что денег на окончание строительства нет и не будет, были идеи создать на базе Крымской АЭС учебный центр по подготовке диспетчеров атомных станций МинАтомЭнерго СССР. Но этим идеям не суждено было осуществиться. Союз распался…
На строительство АЭС было затрачено 500 млн. советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно ещё на 250 миллионов. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом. Хотя в середине 90-х Крымская АЭС на четыре года стала даже брэндом. С 1995 по 1999 годы в турбинном отделении станции проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип» под слоганом – «Атомная вечеринка в реакторе».
И все таки, часть, затраченных денег на главную республиканскую стройку попытались вернуть. В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен. До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки экстремалы осуществляли с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.
После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.
Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году.
Крымская АЭС сегодня (фото patteran)
Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец — заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС — использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой строительной техники завершается разбор реакторных цехов. Именно так к проблеме ненужного долгостроя подошли практичные и аккуратные немцы.
А что в Щелкино? Пустые коробки брошенных домов, полуразвалившиеся производственные помещения, ржавые остовы металлоконструкций. Сама АЭС несколько лет назад была продана на металлолом, и сейчас одна из украинских строительных компаний вывозит из нее оставшиеся железки. Внешне станция выглядит еще более разрушающейся. Сменяя друг друга, приходят к ней охотники за оборудованием, за цветным металлом, за различным строительным материалом… Регулярно наведываются фотографы, как местные, так и приезжие, как профессионалы, так и любители. В выходные приезжают целые группы любителей пейнт и страйк-болла. Разрушавшееся здание энергоблока - отличная площадка для игр по сценарию «Сталкера». А несколько лет назад здесь даже работала съемочная фильма «Обитаемый остров». Удивительно, но именно здесь, в развалинах станции Федор Бондарчук увидел картинку планеты Саракш.
А еще здесь частые гости – любители экстремального туризма, также мечтавшие побродить по зоне. Да и экскурсия по Крымской АЭС в отличие от Чернобыля практически безопасна. Ведь ядерное топливо на полуостров завезти так и не успели…
Местная станция теме временем успела попасть в книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой в мире энергоблок. Миллиарды рублей брошены на ветер: ни денег, ни так нужной в связи с обострившимся в последнее время в Крыму энергетическим кризисом электроэнергии. Замороженная полуразграбленная станция, как символ бесхозяйственности и недальновидности еще десятки лет будет стоять на земле Казантипа.
Я хорошо помню одну давнюю командировку в Николаевскую область. Красивые Бугские пороги, счастливые и беззаботные лица местных жителей. На минуту вдруг показалось, что здесь остановилось время. Буд-то бы на календаре не Украина середины нулевых, а начало 80-х. Чистые улицы, ухоженные дома, парк и городской пляж на реке. Приветливые и улыбающиеся люди, молодые мамочки гуляют с колясками и повсюду клумбы цветов. Таким я увидела Южно-Украинск. 80% местного населения работают на одном государственном предприятии – АЭС, которая в течение года генерирует 17-18 млрд кВт•ч электрической энергии и на 96 % покрывает потребности в электроэнергии трех южных областей страны (Николаевской, Херсонской, Одесской)
Крупное промышленное предприятие обеспечивает работой, стабильной и относительно высокой заработной платой с полным соцпакетом не только жителей города спутника, но и близлежащих населенных пунктов. Через два месяца судьба меня забросила в Щелкино, город спутник бывшей Крымской АЭС. Однако там картина была уже полностью противоположной. Убитые улицы, пошарпанные фасады домов, отсутствие вечернего освещения и полностью разбитый местный Дом культуры «Арабат». Клумбы с цветами и работающие фонтаны так и не встретились мне за два дня пребывания в этом медленно умирающем городе. Зато часто встречались пьяные мужчины и сварливые женщины. В их глазах – полная безысходность, уныние и тревога за завтрашний день. Щелкино живет только два месяца в году – во время летнего сезона. Почти каждый второй-третий житель города считает за счастье купить гараж. И не важно, что у него нет автомобиля. Ведь летом можно и в гараже пожить, а в свою квартиру пустить курортников. Местными кулаками считаются не только те, кто удачно за сезон сдал жилье, но и те, у кого есть ….лодка. Ведь она настоящая кормилица, а в Азове зимой так много пеленгаса…Именно благодаря морю в голодные 90-е здесь выживали сотни семей.. У двух городов, как оказалось, разная судьба. А ведь история их основания начиналась одновременно со строительством местных АЭС и практически в одно время.
Строительство собственно Крымской атомной электростанции началось в 1981 году. Однако тремя годами ранее у подножья мыса Казантип был заложен рабочий посёлок строителей Крымской АЭС, который Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 11 мая 1982 года получил название Щелкино, увековечив тем самым имя выдающегося советского учёного, трижды Героя Социалистического Труда Кирилла Ивановича Щелкина. В 1979-м были сданы в эксплуатацию три первых жилых дома. А сама Крымская АЭС спустя год получила статус республиканской (украинской) комсомольской стройки, а на пороге перестройки – в 1984-м это уже была Всесоюзная ударная стройка.
К тому времени в городе уже насчитывалось 25 тысяч жителей. Однако в 1987 на стадии 80% готовности первого энергоблока и 18% второго - стройка станции была приостановлена. Основная причина - участок, на котором строили, был признан геологически нестабильным. К тому же сказывался страх перед повторением прошлогодней Чернобыльской трагедии. . Проектная мощность Щелкинской АЭС составляла 2 000 МВт, с последующим увеличением до 4 000 МВт (строительство двух дополнительных энергоблоков) на реакторах типа ВВЭР-1000/320.
Плановой датой запуска был обозначен 1989 год. Но по иронии судьбы, именно лето этого года вошло в историю, как время окончательной консервации стройки.
Если разобраться детальнее, то причин был несколько. Во-первых – печальный опыт Чернобыля. Во-вторых – мощное землетрясение в Армении в декабре 1988 года.
Тогда, крымским сейсмологам поступило срочное задание: выявить, каким может быть максимальным землетрясение на полуострове. Ученые в отчете написали «десятку», а проект строительства станции был рассчитан лишь на 8 баллов по шкале Рихтера. Ну и наконец – третья причина закрытия станции – деньги. Сложность финансирования уже всерьез ощущалась в 1987 году, когда по всему Союзу начали сворачиваться крупные стройки как в энергетике, так и в промышленности, транспорте, градостроительстве…
К тому же активно подключилась общественность. Во время выборов делегатов Съезда народных депутатов СССР весной 1989 года разразились настоящие баталии на крымских округах. В результате, в трех округах победили врачи и эколог, активно использовавшие в своих предвыборных компаниях анти-АЭСовские выступлениях.
Когда стало ясно, что денег на окончание строительства нет и не будет, были идеи создать на базе Крымской АЭС учебный центр по подготовке диспетчеров атомных станций МинАтомЭнерго СССР. Но этим идеям не суждено было осуществиться. Союз распался…
На строительство АЭС было затрачено 500 млн. советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно ещё на 250 миллионов. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом. Хотя в середине 90-х Крымская АЭС на четыре года стала даже брэндом. С 1995 по 1999 годы в турбинном отделении станции проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип» под слоганом – «Атомная вечеринка в реакторе».
И все таки, часть, затраченных денег на главную республиканскую стройку попытались вернуть. В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен. До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки экстремалы осуществляли с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.
После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.
Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году.
Крымская АЭС сегодня (фото patteran)
Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец — заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС — использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой строительной техники завершается разбор реакторных цехов. Именно так к проблеме ненужного долгостроя подошли практичные и аккуратные немцы.
А что в Щелкино? Пустые коробки брошенных домов, полуразвалившиеся производственные помещения, ржавые остовы металлоконструкций. Сама АЭС несколько лет назад была продана на металлолом, и сейчас одна из украинских строительных компаний вывозит из нее оставшиеся железки. Внешне станция выглядит еще более разрушающейся. Сменяя друг друга, приходят к ней охотники за оборудованием, за цветным металлом, за различным строительным материалом… Регулярно наведываются фотографы, как местные, так и приезжие, как профессионалы, так и любители. В выходные приезжают целые группы любителей пейнт и страйк-болла. Разрушавшееся здание энергоблока - отличная площадка для игр по сценарию «Сталкера». А несколько лет назад здесь даже работала съемочная фильма «Обитаемый остров». Удивительно, но именно здесь, в развалинах станции Федор Бондарчук увидел картинку планеты Саракш.
А еще здесь частые гости – любители экстремального туризма, также мечтавшие побродить по зоне. Да и экскурсия по Крымской АЭС в отличие от Чернобыля практически безопасна. Ведь ядерное топливо на полуостров завезти так и не успели…
Местная станция теме временем успела попасть в книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой в мире энергоблок. Миллиарды рублей брошены на ветер: ни денег, ни так нужной в связи с обострившимся в последнее время в Крыму энергетическим кризисом электроэнергии. Замороженная полуразграбленная станция, как символ бесхозяйственности и недальновидности еще десятки лет будет стоять на земле Казантипа.
Свежие комментарии