Дорога на север - через Эвье, Бюгландсфьорд, Валле и дальше, по горам Хардангервидды, водопады у Лотефосс и Хардангерфьорд считается туристической – она красивая до невозможности переварить всё увиденное по пути. Поэтому по ней лучше ехать сначала, оставив хорошую и быструю дорогу обратно, с севера на юг через Ставангер на потом, когда глаза уже пресытятся и перестанут реагировать на красоты вокруг. Туда – это трудное движение в горы, по узким серпантинам, когда приходится ехать на третьей скорости, иногда переходя на вторую. Оттуда – неспешная комфортная езда по тоннелям и две "длинных" паромных переправы, когда можно отдохнуть от езды, посидеть в кафе, выпить чашку кофе, пока тебя везут от одного берега фьорда к другому. Всего – около тысячи километров, которые, конечно, лучше пройти бы пешком – здесь каждый поворот, каждый изгиб дороги открывает путнику такую красоту норвежской природы, которую просто видеть из окна машины и не останавливаться каждую минуту – преступление перед самим собой.
Я по этому пути уже проезжал пять лет назад, когда вез Алинку на учебу в Бергенский университет. Тогда, помню, лето было в самом разгаре, светило солнце, было жарко. В этот раз все оказалось по-другому – все три дня в дороге и Бергене, практически не переставая, лил дождь. Да какой! Были моменты, когда приходилось останавливаться из-за глухой стены воды перед ветровым стеклом. Только в редкие моменты небо прояснялось и я мог останавливаться и фотографировать.
В эту поездку я взял с собой ту же самую Sony Alpha DSLR-A700, что была со мной в Дублине, и два объектива – Vario Sonnar 2.8/24-70 ZA и Sonnar 1.8/135 ZA.
24-70mm | 1/400 | f/8 | ISO 500
24-70mm | 1/1000 | f/5.6 | ISO 500
В такую бешеную массу белой от пены воды превращается через несколько километров...
24-70mm | 1/160 | f/10 | ISO 200
...зеркало Бюгландсфьорда. Кстати, эта вода такая чистая, что её вполне можно пить. Во всяком случае, она ничуть не хуже той, что льется в Москве из водопроводного крана. Только без хлорки, конечно.
135mm | 1/3200 | f/1.8 | ISO 200
Это же место, чуть подальше. Дорога вдоль фьорда идет несколько десятков километров. Туманно, облака наползают на горы, снова начинает идти дождь.
24-70 mm | 1/200 | f/13 | ISO 200
Путь из лета в зиму занимает чуть больше двух часов. Сначала на фоне зелени появляются высокие холмы в снегу, а потом, после двух тоннелей длиной в несколько километров, вдруг въезжаешь в настоящий зимний пейзаж. Температура за бортом около четырех градусов тепла. Это уже начало Хардангервидды – высокогорного плато. Здесь можно остановиться, поиграть в снежки, поглазеть на то, как по воде плавают льдины и над горами стоит холодный туман.
24-70 mm | 1/250 | f/9 | ISO 200
Путь вниз ничуть не менее сложен, чем наверх. Лето наступает так же быстро, как кончилось только что.
24-70 mm | 1/800 | f/9 | ISO 1000
Один знакомый норвежский фотограф говорил, что любую природную аттракцию в Норвегии нужно снимать, прожив рядом с ней какое-то время – хотя бы пару дней, дождавшись нужной погоды. Я стоял у Лотефосс, одного из самых красивых водопадов Европы уже второй раз и мне снова не повезло со светом. Зеленый мох и кустарник на серо-бурых камнях в сочетании с темным, плоским небом создавали довольно суровую картину для съемки. Обычно же здесь, на закате, заходящее солнце освещает верхушку водопада и она светится розовым светом, отбрасывая блики на деревья внизу.
24-70 mm | 1/500 | f/11 | ISO 1000
24-70 mm | 1/1250 | f/5.6 | ISO 1000
После Одды начинается дорога по берегу одного из красивейших норвежских фьордов – Хардангера. Здесь на протяжении сорока километров едешь вдоль длинной череды яблоневых и черешневых садов. Середина июля – это еще не сезон, а в августе здесь на каждом повороте будут стоять таблички с надписью «Moreller» и столики с ящиками черной, крупной, размером с небольшую сливу, южнонорвежской черешни.
24-70 mm | 1/3200 | f/5.6 | ISO 1000
Садовые деревья укрывают пленкой от чаек, больших любительниц ягод.
24-70 mm | 1/2000 | f/4.5 | ISO 1000
24-70 mm | 1/400 | f/8 | ISO 500
Полезная информация для тех, кто поедет этой дорогой – чтобы перебраться на другую сторону фьорда и выехать на дорогу к Бергену, не надо ждать парома в Кинсарвике (Kinsarvik). Там он ходит редко, поэтому езжайте дальше, до Бримнеса (Brimnes). А там, после короткой переправы, уже будет выбор – ехать по старой узкой дорожке "для туристов" (она красивая, но очень узкая) или в Гранвине (Granvin) повернуть на новую 13 дорогу в направлении Восса (Voss) и ехать по ней быстро, через несколько десятков тоннелей.
На пути по берегу Хардангера есть места, где при встрече двух больших автомобилей, разъехаться можно с большим трудом. Как на снимке выше – перед нами на дороге грузовой трейлер встретился с «bobil», домом на колесах. Чтобы им миновать друг друга, всем пришлось сдавать назад и прижиматься к скале. Таких мест на дороге после парома будет много, так что лучше, повторяю, ехать по новому, скоростному шоссе в горах.
Каждый раз, проезжая через эти многочисленные тоннели, не перестаешь удивляться тому колоссальному труду, вложенному в строительство дорог в Норвегии. Десятки, сотни километров тоннелей проложены сквозь скалы, под водой, оборудованы светом, вентиляцией, телефонами и противопожарными средствами. От маленьких, по несколько сотен метров, до таких, по которым нужно ехать пятнадцать-двадцать минут. Я читал, что строительство одного километра дороги в Норвегии обходится в десять-двадцать раз дороже, чем в равнинной Европе.
24-70 mm | 1/100 | f/14 | ISO 500
Берген порадовал солнцем только тогда, когда мы только приехали в отель. Все остальное время шел дождь. Берген – самый дождливый город в Норвегии. Раньше здесь на улице стояли автоматы по продаже набора для туриста – одноразовой фотокамеры и зонтика. Сейчас в сувенирных магазинах продаются пластиковые плащи-накидки от непогоды.
24-70 mm | 1/320 | f/5.6 | ISO 1000
Часть знаменитой "Ганзейской набережной" или Bryggen. К строительству Бергена, как известно, приложили большие усилия немецкие купцы из Ганзейского союза. До 1299 г. город был столицей Норвегии.
J.C.Dahl, «Вид на Бергенский порт», 1806 г. (из собрания Бергенского художественного музея)
24-70 mm | 1/1000 | f/2.8 | ISO 1250
Старые каменные надгробья во дворе кирхи в центре Бергена (те две высокие башенки на картине выше).
24-70 mm | 1/100 | f/2.8 | ISO 1250
Здесь служат священники из т.н. frikirke – независимой от государства лютеранской церкви. Мы сидели во время службы – женщина-священник вела дневную проповедь для небольшой группы прихожан.
135 mm | 1/800 | f/7.1 | ISO 800
24-70 mm | 1/1000 | f/2.8 | ISO 1250
Рыбный рынок на площади у набережной. Здесь подрабатывают, в основном, испанцы – у норвежской рыбной промышленности тесные связи с Испанией.
24-70 mm | 1/200 | f/5.6 | ISO 1250
135 mm | 1/2000 | f/1.8 | ISO 800
У входа в отделение банка «DnB NOR» – бронзовая скульптура нищего. У ног молодого человека табличка с надписью: "Человек не только таков, каким ты его видишь".
Бергенцы:
135 mm | 1/320 | f/5.6 | ISO 800
Дедушка задремал, ожидая автобуса.
135 mm | 1/8000 | f/1.8 | ISO 800
Через дорогу от рыбного рынка работает арт-базар. Художники, скульпторы продают здесь свои работы.
24-70 mm | 1/800 | f/2.8 | ISO 1000
По улицам города в дождь и ветер просто так, без зонтика, пройти трудно.
24-70 mm | 1/50 | f/3.5 | ISO 1600
В художественном музее можно взять с собой легкий пластиковый стульчик и посидеть перед работой, которая понравилась.
24-70 mm | 1/125 | f/4.5 | ISO 1600
Эта работа Йона Гундерсена в разделе современного искусства музея так и называется "Уровень" (1991)
135 mm | 1/500 | f/5.6 | ISO 1000
Фрагмент памятника на главной городской площади.
135 mm | 1/1000 | f/5.0 | ISO 1250
Мальчик и барабаны.
Свежие комментарии