На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир Фотографии

252 495 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Гришакин
    Действительно православные места. В молодости часто ездил в Алтухово к друзьям на охоту. В Азарово тогда ещё жили. Ка...Магическая красот...
  • bvyu74
    А покажите фото ночного Киева сегодня, очень хочется сравнить фото 2012 и фото 2022Киев ночной (подб...
  • Сергей Чекановский
    Не можешь заниматься тем, чем хочешь, занимайся тем, чем можешь! Нет неблагодарного труда - благодарным бывает, тольк...Бурлацкую тягу в ...

Фотография и великие художники: трудные отношения начала 20 века

Появление фотографии живописцы поначалу восприняли как закат своей профессии, но довольно быстро сообразили, что неподвижный фотоснимок может быть удобнее живой натуры.

 
Например, Репин наш Илья Ефимович. Считается, что подходящий образ для картины "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году" он перенес из эскизного портрета писательницы Е. И. Бларамберг–Апрелевой (Е.Ардов), но кроме этого художник еще поставил свою кухарку в нужную ему гусары, молчать! позу, получил фотографию и спокойно с неё срисовал свою царевну со всей нужной экспрессией.
 
И.Е.Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г
И.Е.Репин. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году 
1879, Холст, масло, 204,5 x 147,7
 
 
И.Е. Репин. Этюд. Е. И. Бларамберг, 1878
И.Е. Репин. Этюд. Е. И. Бларамберг, 1878
 
 
Фотография простой женщины, позировавшей для Репина. Скорее всего, это кухарка или портниха, но никто толком не знает.
Фотография простой женщины, позировавшей для Репина. Скорее всего, это кухарка или портниха, но никто толком не знает.
 
 
Если говорить про многофигурные картины, с множеством персонажей, перекрытиями, игрой светотени и прочая, то тут с позированием всё было непросто. Поставить перед собой десяток натурщиков — задача сложная и дорогая. Александр Андреевич Иванов для "Явления Христа народу" выполнил более 600 эскизов и писал картину 20 лет. А вот Николай Николаевич Ге делал глиняные куклы, ставил их по–разному и зарисовывал разные композиции. 

Репин писал: "Побившись довольно на эскизах “Тайной вечери”, Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно лучерну (масляные лампы, которыми и до сих пор освещают комнаты в Италии) перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно".
 
 
Н.Н.Ге, Тайная вечеря  1863 г, холст, масло,   283 × 382 см
Н.Н.Ге, Тайная вечеря 
1863 г, холст, масло, 283 × 382 см
 
 
Для своей картины "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь 100–летнего юбилея со дня его учреждения" Репин решил не тратить полжизни и не лепить фигурки, а попросту сфотографировал всё, что ему нужно прямо в зале Госсовета — и интерьеры, и рассадку людей, после чего при помощи двух помощников (Иван Семенович Куликов рисовал левую часть зала, Борис Михайлович Кустодиев — правую, сам Репин занимался центром картины) за два с половиной года выполнил заказ государя Императора.
Портреты, правда, писали с живых людей, не с фотографий.
 
 
И.Е.Репин, Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения.   1903. Холст, масло, 400
И.Е.Репин, Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 
1903. Холст, масло, 400 х 877 см.
 
 
И.Е.Репин. Фотография   торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года.    Снято на Кодак.
И.Е.Репин. Фотография торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года. 
Снято на Кодак.
 
 
Не всегда работа художника с фотографией заканчивалась столь успешно, как у Репина, бывали и трагедии.

Константин Яковлевич Крыжицкий был блестящим пейзажистом. Его работы выставлялись в Париже, Мюнхене, Лондоне. Ему было присвоено звание академика Императорской академии художеств. Он стремился высоко нести звание художника, его вкус был безупречен, критерии оценок высоки. Им написано более 400 картин, которые сейчас находятся в музеях и частных коллекциях, с 2000 по 2015 на аукционе Sotheby's было продано шесть его работ. Например, "Пейзаж" (Landscape, 1908) за 289 250 британских фунтов. 

В 1910 Константин Яковлевич закончил новую картину "Повеяло весной".
 
Крыжицкий К.Я.
Крыжицкий К.Я. "Повеяло весной", 1910 
Холст, масло. 81x109 см
 
 
Он был очень доволен этой работой, члены жюри на Весенней выставке 1911 в Академии аплодировали и даже собирались купить её для академического музея. 

И тут некий Фома Родионович Райлян в одной из газет пишет заметку, что Крыжицкий срисовал картину у другого художника, у Якова Ивановича Бровара. И публикует снимки обеих картин. Следом Крыжицкого в газете "Новое время" обвинил в плагиате критик Николай Иванович Кравченко…
 
Я.И. Бровар,   Вид в Беловежской пуще. Из серии
Я.И. Бровар, Вид в Беловежской пуще. Из серии "Беловежская пуща", 1906—1908
 

Найти картинку без этой поганой зеленой надписи по диагонали не удалось, увы.
Картины, конечно, же разные, но вот пара деревьев явно одни и те же. Выяснилось, что этот лес Крыжицкий увидел на снимке, сделанном Евгением Петровичем Вишняковым. Увидел, ему понравилось, да и нарисовал, полагая, что нет разницы с чего натуру срисовывать, с живого дерева или фотоснимка. Правда, этот же снимок попал еще и к Бровару, который рассудил точно также, но на несколько лет раньше.
 
Крыжицкий пробовал оправдываться, но тщетно. В ночь на 4 апреля 1911 он написал записку: 
"... Нервы не выдерживают. Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду... Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!" 

Положил записку на стол и повесился на ручке высокого окна в своей петербургской квартире.
 
Через некоторое время живописцы утрясли свои отношения с фотографией, всплески эмоций прекратились и жизнь потекла дальше своим чередом. Дополнительным бонусом всем нам еще является увеличение количества полотен с зимними пейзажами. С фотографии рисовать оказалось куда как комфортнее, чем с натуры посреди снегов и ветров.
 
 

Картина дня

наверх