первый источник текстовки http://www.a-sudak.com/tours/188/
Судакская крепость — уникальный памятник, визитная карточка города, ее украшение. Каждый, кто въезжает, не может не заметить высокие стены с зубцами. Весной она зеленая, а летом и осенью желтая, выжженая. Здесь все говорит о защите от врагов: крепостные стены высотой восемь метров в два яруса, четырнадцать башен, главные ворота с барбаканом, ров.
Да и сама природа позаботилась о неприступности крепости — с востока и юга отвесная скала, только с севера пологий спуск.Генуэзской нашу крепость называют потому, что жители Генуи ( итальянцы) с 1371 по 1469 год построили мощное оборонительное сооружение с двумя ярусами обороны, нижний ярус представляет собой оборонительные сооружения, верхний состоит из Консульского замка и башен, соединенных стеной.
Каждый из 90 консулов, правивших Солдайей, внес свой вклад в строительство крепости, каждый брался за основательную модернизацию и перестройку древних укреплений. Об этом говорят названия башен: Джованни Марионе, Паскуале Джедиче, Коррадо Чикало, Фредерико Астагвера…
Но укрепления не помогли генуэзцам. В 1475 году Солдайю захватили турки. Последний генуэзский консул Христофоро-де Негро храбро сражался и погиб в бою.
Крепость существовала задолго до до прихода генуэзцев. На этом месте остался фундамент более ранних укреплений аланов. После аланов греки и венецианцы расширили территорию и укрепили. А мы вспоминаем, что в Суроже была русская слобода…
Каждый уважающий себя музей имеет свои легенды .
Генуэзская крепость в Судаке — не исключение. Одна романтическая легенда связана с Девичьей башней, кстати, самой древней.
Жил-был в давние времена местный правитель крепости — архонт. И была у него красавица дочь, краше которой не было во всей Тавриде. Лучший полководец царя Понтийского Митридата Диофант добивался руки девушки, но она предпочла бедного пастуха. Архонт и думать не хотел о таком выборе дочери, потому что был бы рад обзавестись влиятельной родней.
Донесли правителю о тайных встречах пастуха и царевны, и разгневанный отец приказал бросить пастуха в колодец.
Подкупивши стражу, девушка высвободила возлюбленного и спрятала в своей комнате. Но отец узнал об этом и решил действовать более хитро. Архонт отправил юношу в Милет ( греческий город на территории современной Турции), а своим слугам приказал убить.
« Через год корабль вернется назад, и если твой возлюбленный тебе не изменит, то ты увидишь на мачте белый знак. Я не буду противиться твоему счастью. Но если он не достоин тебя, на корабле знака не будет, и ты выйдешь за Диофанта», — сказал архонт дочери.
Когда через год корабль появился, на нем не было знака. Девушка бросилась в море с башни и разбилась. С тех пор башню называют Девичьей.
Более современная легенда связана с именем Христофоро ди Негро, того самого последнего генуэзского консула, что погиб в бою с турками. Говорят, что его призрак ходит по Консульскому замку крепости, т.к. до сих пор не похоронен по христианскому обычаю.
Сегодня мы можем представить себе средневековый город с улицами, официальными учреждениями, складами оружия и продовольствия, хранилищами для воды, казармами, мечетью ( в разные годы это греческий храм, затем — католический, православный, немецкая кирха).
К слову, в Крыму сохранились три Генуэзских крепости: в Судаке, в Феодосии, в Балаклаве.
Гостям города будет интересно посетить на территории крепости Судакский исторический музей с его собранием старинной лепной керамики, коллекцией фотографий, разделом виноградарства и виноделия.
Генуэзскую крепость облюбовали не только поклонники исторического фехтования и археологи, но и кинематографисты. И снято более сорока фильмов от « Человека-амфибии», « Начальника Чукотки», « Пиратов двадцатого века», « Руси изначальной» до « Мастера и Маргариты», « Гамлета», « Сократа», « Марко Поло».
Каждый раз Генуэзская крепость преображалась.
Например, на время съемок « Сократа» она превратилась в древние Афины. На площади стояла фанерная статуя Афины, а когда ночью поднялся сильный ветер, то богиня осталась без головы.
Несколько месяцев простоял « дворец Понтия Пилата», сделанный из пенопласта и фанеры. А предназначался он для « Мастера и Маргариты». Съемки так и не начались — в Судаке выпал ранний снег, однако посетителям понравилось фотографироваться на фоне « обители прокуратора Иудеи».
Пожар во время съемок картины « Огненные барабаны» не был настоящим: горел белый порошок, насыпанный на стены крепости…
Ежегодно в Судаке проходит фестиваль рыцарского искусства .
Вся тридцатигектарная территория превращается в … средневековое подворье, кругом звенят мечи, гремят кузнечные наковальни, раздается ржанье коней.
Неделю здесь состязаются лучники, арбалетчики, рыцари. Каждый день обычно посвящен новой теме: кузнецы, ремесленники, танцоры, участники рыцарских турниров, — все показывают свое мастерство.
Фестиваль организован Киевской федерацией исторического фехтования и Судакским городским Советом и становится с каждым годом все более интересным.
Музей « Судакская крепость» — это часть Национального заповедника « София Киевская», претендует на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если удастся, то музей сможет участвовать в конкурсах на получение международных грантов и повысит свой статус, а это — привлечение дополнительных средств на дальнейшее развитие.
второй источник: http://www.perekop.info/sudak-fortress/
Заповедник «Судакская крепость» расположен на земле, обжитой людьми с древнейших времен. Обнесенное оборонительными стенами поселение на Крепостной горе, от которого ведет отчет история города, в летописи впервые датируется 212 годом. Здесь была окраина античного мира, пограничные земли Византии.
В то время сюда сходились торговые пути, ведущие «из варяг в греки», дороги из стран Западной Европы, Ближнего и Дальнего Востока, Египта, Сирии, Индии. Судак был сосредоточием мировых торговых путей, имел много названий. Греки называли его Сугдея, русские — Сурож, итальянцы — Солдайя.
Расцвет приходится на XIII век. Популярность мирового торгового центра привлекала внимание итальянских купцов. Оборонительные стены и башни, которые видны издалека при въезде в современный Судак, относятся к XIV веку, времени генуэзской колонизации.
В крепости сохранились руины казарм русских войск, построенных здесь после русско-турецкой войны 1768-1774 г.г. и присоединения Крыма к России.
В 1925 г. были отпущены средства для ремонта отдельных памятников крепости — советское государство приняло на себя охрану крепости. В 1926-1930 и в 1935-1936 г.г. здесь проводились археологические исследования. С 1964 г. в крепости начала постоянную работу экспедиция Института археологии АН УССР.
С 1968 г. в крепости идут реставрационные работы. Археологами открыт «нижний город» – портовая часть, составляющая вместе с «верхним городом» заповедную территорию Судакской крепости. Раскопками в окрестностях города обнаружены могильники разного времени, гончарные печи, системы древних водопроводов; открыты византийские оборонительные стены Х века, ремесленный квартал в городе, торговый ряд, мастерские.
Уникальность заповедника позволяет отнести его к числу выдающихся памятников мировой цивилизации. Основные фонды музея насчитывают тысячи экспонатов. Это археологические памятники средневековья: изделия из керамики, металла, предметы ювелирного искусства. Разнообразен нумизматический материал.
Площадь крепости вместе с портовой частью древнего города составляет 29,5 га, длина стен более 800 м. Архитектурные памятники крепости отражают этапы мирового развития архитектуры. Стены и башни являются образцом средневекового европейского оборонного зодчества. На многих башнях сохранились даты постройки и имена консулов, их сооружавших: башня Джиованни Марионе — 1388 г., башня Пасквале Джудиче — 1392 г., башня де Флиско Лавани — 1409 г.
Итальянский храм XIV века, единственный в Крыму, имел элементы готики. В здании мечети — типичное для Византии устройство купола. В декоре зданий присутствуют элементы ближневосточного орнамента, следы многочисленных фресок, итальянская геральдика и символика.
Личные фото
неудобно фотографироваться самому. да и рука в отражении очков портить )) ну да ладно
один из ракурсов двора для турниров - хотя я не принимаю на веру всё что говорят экскурсоводы
посредине - разрушенная башня Лукини ди Фиески ди Лавани
западная стена башни с датировкой и геральдикой 1409 года - вроде плиты основания постройки судя по пояснению ниже
мечтатель
я так и не понял цели украшения дерева. с одной стороны - явно намек, что тут отмечают свадьбы и фотографируються на память, с другой - возле дерева тусовались два типа негроидной расы африканского разлива одесского метиса с копьями и в нац.костюмах из тросниковых листьев а-ля Федя из кинофильма Гайдая "Операция Ы". Они дружелюбно улыбались, скаля черные зубы и помахивали копьями отгоняя мух )
вид на пыточную камеру если не ошибаюсь
местная живность широкого распространения
Личные впечатления: красиво, летом долгое время без головного убора и воды там делать нечего. есть специфика места и атмосфера, потрясающий вид сверху на набережную и береговую линию + панорама на море.
цены умеренные, как для не-сезона - от 10 до 50 грн за экскурс и сувениры + плавающие цены на участие в использовании реквизита и инвентаря (торг уместен - все зависит от вашего терпения))
Минус - кто знает когда там проводиться уборка??
Свежие комментарии