825ГТС или сверхсекретный военный объект времен холодной войны расположенный в Балаклавской бухте вблизи города Севастополь. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Объект был искусно замаскирован со всех сторон, а на самой горе были возведены жилые здания. Сооружение противоатомной защиты первой категории могло выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 кт (в пять раз более мощного сброшенной в августе 1945 года на Хиросиму атомной бомбы). В подземелье располагались водные каналы с сухим доком для ремонта подводных лодок, склады горючего, торпедный док и гражданское бомбоубежище. В комплексе находилась база предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия.
Подземный комплекс строился 8 лет с 1953 по 1961 год. В послевоенный период две державы СССР и США начали активно наращивать свой ядерный потенциал постоянно угрожая друг другу ударами ракет. В те года Сталин отдает Берии приказ: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихий городе Балаклаву, благодаря чему статус самостоятельного населенного пункта был утерян и Балаклава стала закрытым районом города Севастополь.
При строительстве было вывезено около 200 тысяч кубометров породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные специалисты горностроительного отряда, а помогали им метростроевцы, что было обусловлено уникальной сложностью бурения породы. Проектная документация строителям выдавалась в ограниченном объеме – лишь на период возведения конкретного подземного сооружения или участка тоннеля. В канале длиной 602 метра могло разместиться 7 подлодок 613-го и 633-го проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. Объект мог автономно проработать в течение 30 дней. В сухом доке длиною почти 100 метром можно было производить ремонт любой сложности. При откачке воды из дока на дне оставалось несколько тонн рыбы, которая раздавалась обслуживающему персоналу.
С 1957 года Балаклава была закрыта для доступа посторонних, въезд туда осуществлялся только по спецпропускам. Гражданские жители города и военные моряки, не имевшие непосредственного отношения к базе не знали, что поблизости действует стратегический объект. Подводные лодки на ремонт и обслуживание заходили только глубокой ночью, под покровом темноты. Причиной такой секретности стал объект номер 820, а именно зона где в специальных температурных условиях хранились и обслуживались ядерные боеголовки.
По транспортным коридорам базы передвигались на специальных электрокарах, а так же были проложены рельсы для транспортных тележек, перевозивших торпеды и ракеты. В центре развилки паттерн находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения. Тележки по рельсам передвигались строго вручную.
В 1961 году почти достроенную базу посетил Хрущев и чуть было не отдал ее виноделам, мол в связи с коренным изменением международной обстановки нужда в базе отпала. Но на свои мест все расставил грянувший в 1962 году Карибский кризис. База была закрыта в 1993 году, а дальше все начало развиваться по стандартному сценарию. В 2000 году объект был передан ВМС Вооруженных Сил Украины. До 2003 года с базы вывозилось все ценное, в основном это был цветной металл. 30-го декабря 2002 года по приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины был создан филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса "Балаклава".
Сейчас бывшая сверхсекретная база является излюбленным местом иностранных туристов, которые называют объект "чудом инженерной техники СССР". К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. В 2001-2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили Посол КНР, посол Италии и посол Израиля. Ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземелья нацарапал на стене свое имя, то же самое сделала племянница Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи.
Возможно, сейчас подобные ядерные игры двух держав выглядят немного смешно и можно долго иронизировать на тему затраченных средств и сил под эгидой "Догнать и перегнать!". Но, переиграй кто нибудь тогда и наше с вами поколение с легкостью появилось бы на свет в одном из таких бункеров. А кто знает, сколько таких инженерных чудес скрывается по всей территории бывшего союза?
Источник
Свежие комментарии