Пентти Саммаллахти родился в 1950 году в финской столице Хельсинки. Когда он рос, его окружали снимки родной бабушки Хильдур Ларссон (1882-1952), фотографа шведского происхождения, которая работала в хельсинкской газете «Kaiku» в начале 1900-х годов, так что можно сказать, страсть к фотографии у Саммаллахти в крови.
После посещения выставки «Семья человека» в Хельсинкском зале искусств (1961) в одиннадцатилетнем возрасте, юный Пентти сделал свои первые фотографии. Три года спустя, в 1964 году Саммаллахти присоединился к Хельсинкскому клубу фотографии, а его первая персональная выставка состоялась уже в 1971 году.Впоследствии Саммаллахти много путешествовал, работая фотографом. Объездив родную Скандинавию, он через советские республики отправился в Японию, Индию, Непал. Исколесив Европу от Запада к Востоку, от Севера к Югу, он двинулся ещё южнее – к Марокко, Турции и много дальше, до самой Южной Африки. Путешествия Саммаллахти помогли ему в публикации многочисленных портфолио, самым крупным и известным из которых является «Русский путь» (1996).
Хельсинки, Финляндия, 1982
Будучи классикой и в некоторой степени эталоном современной финской фотографии, работы Саммаллахти обладают сверхъестественным ощущением момента во времени; чувствительность эта позволяет снимку впитать всю красоту окружающего мира, проявляющуюся, как в пейзажных ландшафтах, так и в частых анималистических мотивах. Постоянное присутствие на фотографиях собак словно отражает человеческий экзистенциальный опыт, при этом родство природы и человека подаётся зачастую деликатно: слегка в меланхоличной манере или напротив – с мягким юмором.
Саммаллахти описывает себя как странника, которому нравится природа великого севера, тишина, холод и море, что не мешает мастеру проникнуться природой любого края: от близкой и понятной географически России до опалённых неутомимым солнцем просторов Азии и Африки. Фотографу интересны ландшафты, люди и животные далеких мест и он пытается, весьма небезуспешно, схватить взаимоотношение всех вышеперечисленных элементов уравнения видимого мира. Но если люди и ландшафты в этом уравнении сродни переменной или даже неизвестной, то животные (наиболее часто – собаки, птицы, лошади, кошки) являются некоей постоянной, выступают в роли объединяющего мотива.
Варанаси, Индия, 1999
Собственно, главное достоинство Саммаллахти как художника заключается в том, что его серии нельзя строго и скучно классифицировать. Да, в некоторых из них, как в азиатской, больше созерцательности, увлечённости поэтической стороной мира, или наоборот, как в восточноевропейской, упор делается больше на уличную фотографию, на людские типажи и бытийные сюжеты. Однако, если рассматривать творчество мастера в целом, можно наблюдать удивительную гармонию между всеми сферами интересов Саммаллахти. И эта гармония, текущая свободно в обоих направлениях – и через объектив к фотографу, и от фотографа к кадру – образует у зрителя чувство необъяснимой тихой радости, даже при взгляде на самые «непарадные» сюжеты.
Саммаллахти мастер не только в построении кадра, умении выхватить не самые крикливые визуальные архетипы, он тщательно работает с «технической» стороной вопроса. Тяготея к широкоформатной съёмке, фотограф работает как с «маленькой» плёнкой 4х5 дюймов, так и с внушительной панорамной, размером 6х14 дюймов. В 2010 году для своей ретроспективной выставки в Хельсинки Саммаллахти создал широкоформатные копии воистину внушительных размеров: 9х21 дюйм и 15х35,5 дюйма.
Особенно явно видны устремления максимально задействовать широкоугольный объектив, использовать панорамную съёмку в работах, посвящённых СССР. Воистину, где как не в России с её бесконечными, не поддающимися осмыслению иностранцами, просторами пытаться растянуть кадр, вместить, сложить воедино и пейзажный снимок, апеллирующий к специфическим красотам природы, и уличную фотографию, задействующую людей в привычных им бытовых условиях?
Вуоккиниеми, Карелия, Россия, 1991
Будучи страстным искателем нового, совершенного метода, мастер создал собственные инновационные методы печати. Необычность формы снимков, заставила его посмотреть на сам принцип формирования и печати портфолио с неожиданной стороны. Ему принадлежит концепция «книги художника» – издания, в котором автор отвечает буквально за всё: сами фотографии, проявку и печать снимков, верстку, дизайн, типографику и часто фактический процесс печати с использованием офсетного или гравюрного метода. Этот подход напоминает задействованную французской Новой волной теорию авторского кино, возлагающую на режиссёра обязанности принимать ключевые решения во всех процессах кинопроизводства.
С 1974 по 1991 год Саммаллахти преподавал в Университете Искусства и Дизайна в Хельсинки, уволиться откуда ему позволило получение 15-летнего(!) гранта от правительства Финляндии. Это необычайно длительный грант, который позволит любому творцу чувствовать себя независимо, но по понятным причинам экономического свойства больше он не присуждается. Будучи фотографом и преподавателем, Саммаллахти оказал огромное влияние на целое поколение фотографов-документалистов в Скандинавии и за её пределами.
В 2004 году выдающийся французский фотограф Анри Картье-Брессон включил Саммаллахти в число 100 своих любимых фотографов на инаугурационной выставке своего фонда в Париже, а это, согласитесь, говорит о многом. Работы Саммаллахти можно найти в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее изобразительных искусств Хьюстона, Национальной библиотеке, Парижа, а также в других, не менее известных собраниях Германии, Нидерландов, Швеции и, безусловно, родной Финляндии.
Азия
Три птицы, Сеул, Южная Корея, 2016
Озеро Инаваширо, Япония, 2005
Варанаси, Индия, 1999
Катманду, Непал, 1994
Дели, Индия, 1999
Озеро Нумакава, Япония, 2005
СССР и Россия
Соловки, Белое море, Россия, 1992
Барум-Хемчик, Тыва, 1997
Кызыл, Тыва, Россия, 1997
Москва, Россия, 1980
Тыва, Сибирь , 1997
Автобусная остановка, Москва, Россия, 1980
Африка
Фламинго, Намибия, 2005
Птица и собака, Западный Кейп, Южная Африка, 2002
Намибия, 2005
Самарра, Ирак, 2001
Обезьяна и птица, Обуко, Гамбия, 2009
Луксор, Египет, 2001
Африканские пингвины, Болдерс-Бич, Южная Африка, 2002
Западная Европа
Чиленто, Италия, 1999
Ницца, Франция, 1997
Ницца, Франция, 1997
Белый конь, Чиленто, Италия, 2000
Кошки на камнях, Фолегандрос, Греция, 2010
Париж, Франция, 2011
Ирландия
Ирландия, 1978
Пара, Ирландия, 1978
Данкин, Ирландия , 1978
Инч, Керри, Ирландия, 1978
Кро-Патрик, Ирландия , 1978
Кро-Патрик, Ирландия , 1978
Кро-Патрик, Ирландия , 1978
Восточная Европа
Утка и машина, Мишкольц, Венгрия, 1979
Негрени, Румыния, 1985
Две лошади, Печ, Венгрия, 1979
Краков, Польша, 1981
Турция, Мраморное море, ок. 2000
Казанлык, Болгария , 2003
Свинья в снегу, Местия, Грузия, 2014
Северная Европа
Ханко, Финляндия, 2014
Хельсинки , Финляндия, 2000
Рыссмастерна, Швеция , 2012
Спящий мальчик и собака, Пюхяярви, Финляндия, 2000
Белый Кролик, Сигнилскар, Финляндия, 1974
Ветряная мельница, Готланд, Швеция, 1997
Великобритания
Шетландские острова, 2016
Голова святого Гована, Уэльс, 1995
Дайфед, Уэльс, 1996
Бухта Дрюридж, Англия, 1998
Мартинмер, Англия, 1996
Остров Скай, Шотландия, 2008
Свежие комментарии