Автор: Светлана Мазурина
Весьма сильным и удивительно доступным является солнечный свет. Этот источник света позволяет сделать ваши фотографии очень интересными. Но фотографирующего на улице могут подстерегать не только прекрасные возможности, но и ловушки, не позволяющие фотографии заблистать во всей своей красоте и достоинстве.
Если использовать солнечный свет как фронтальный источник света, на лице могут появиться тени, в глазных впадинах под бровями, на лице под носом и на шее от подбородка. На снимке подобные тени выглядят не очень красиво, к тому же фронтальный свет делает снимок плоским и невыразительным.
Какие же возможности нам может дать контровый солнечный свет? Во-первых, это выразительный контур человека. Но сам человек может получиться темным. И тут на помощь приходит смекалка! Солнечный свет способен отражаться от поверхностей и подсвечивать своим отражением любые предметы. В качестве отражателя можно использовать что угодно, подойдет и лобовое стекло автомобиля, и ладошка руки, и белая шляпа с широкими полями, и белый лист бумаги, и даже любая светлая стена, отражающая свет в нужном нам направлении. Задача фотографа - оглядеться вокруг и суметь заметить все эти возможности. А в качестве примера контрового солнечного света и удачного использование его отражения, чтобы подсветить лицо модели, я предлагаю ознакомиться вот с этой фотографией:
Автор: Дмитрий Андрианов
Помочь в данной съёмке может качественный светофильтр, например, поляризационный или ND. В любом случае, следует применять фильтр с высокотехнологичным просветлением - это уменьшит количество нежелательных и некрасивых бликов. Как бонус вы получите чуть меньшее количество света на матрице (плёнке), что позволит немного приоткрыть диафрагму без переэкспонирования снимка, и в большей степени «выразить» объект съёмки, чётче отделив его от фона, если этого требует ваш замысел. Предпочтение следует отдавать не супер-бюджетным моделям за 100 - 300 рублей, а ведущим производителям: Nikon, B+W, Kenko. Иначе вы рискуете наоборот увеличить количество переотражений и бликов от солнца, и не достигнуть должного художественного эффекта.
Снимайте в RAW (NEF). Немного улучшить результат проявки снимка из NEF позволит максимальное использование возможностей вашей камеры. А именно:
1. Выставите глубину цвета не 12, а 14 бит (если камера позволяет).
2. Выставите не «обычное сжатие», а «сжатие без потерь» или «без сжатия».
3. Выставляйте минимальное ISO, которое позволяет текущая композиция по условиям освещения. Минимальное до предела, где вы еще сможете не «смазать» снимок дрожанием рук, если съёмка ведётся без опоры, а света уже или ещё пока мало.
Эти параметры не смогут сделать за вас отличный снимок, но дадут шансы исправить мелкие погрешности параметров, выставленных при съёмке. Вы спросите, почему все фотографы тут говорят про ISO, причём минимальное? Все просто: выше описанные пункты и вообще преимущества от NEF формата могут быть ничтожно малы, если вы задерёте ISO. При повышении ISO в снимке будет меньше градаций цветов, переходов, полутонов со всеми вытекающими последствиями. Это сильно ограничит вас при «проявке» снимка в плане изменений выводимых «уровней», контраста, экспозиции (если забыли это при съёмке), параметра D-Lightning, и т.п.
Что же касается солнца, не рекомендуется смотреть в оптический видоискатель на яркое солнце и очень яркие источники света. Это может повредить зрению. Старайтесь или пользоваться режимом LiveView или снимать следующим способом:
Пример. Солнце ближе к правому углу кадра, для донастройки камеры, глядя в видоискатель, например, и перемещения точки фокусировки влево на лицо, переместите голову чуть правее, чтобы не видеть правый край кадра и долго не светить опасным источником света в глаз.
Автор: Антон Привалов
Снято на Nikon D600, AF Nikkor 85mm f/1.4D
Автор: Berg Master
Снято на Nikon D5100
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G
Выдержка: 1/160 сек
Диафрагма: f/2 ISO: 100
Когда мы делаем портрет против солнца, мы рискуем получить недоэкспонированный снимок модели и переэкспонированный задний план. Чтобы этого избежать лучше использовать центрально-взвешенный экспозамер, если модель занимает большую часть кадра, или точечный. Хорошим подспорьем будет использование отражателя (лайт диск), чтобы дополнительно подсветить лицо. При использовании отражателя в контровом свете лучше отдать предпочтение белому, т.к. серебристый или золотистый будут отражать слишком много света, слепить модель. И для того, чтобы фотографировать на более открытой диафрагме, может потребоваться нейтрально-серый фильтр, при его отсутствии можно попробовать перейти на пониженные ISO (L 0.3-0.7).
Автор: Артем Калугин
Снято на Nikon D300s, NIKKOR AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED
Автор: Ольга Шульдинер
f4, ISO 200, 1/400sec
Другие советы из моего опыта: при использовании полуавтоматического режима и замеров экспозиции автоматика может дать не то, что нужно. Я делаю так: ручной режим, снимаю с небольшой недоэкпозицией (недосвет), чтобы при обработке вытянуть тени, т.к. в пересветах у меня сохраняется меньше информации, чем в тенях. При такой съемке можно получить хорошо видное солнышко на фоне и нормально проэкпонированный передний план, на котором располагается модель. По поводу ISO многие рекомендуют не ставить значения (L 0.3-0.7), т.к. они зачастую являются программными, а не реальными, хотя я эту разницу не заметил, но в последнее время снимаю на ISO 100, вместо ISO 50. Плюс, думаю, не стоит рассказывать, что лучше снимать ближе к закату/рассвету, когда свет не такой жесткий, как днем.
Автор: Артем Якушев
Итак:
1. Контровый свет - солнце. Можно убрать его из кадра или поместить за спиной модели. Если оставим, в кадре будет большое белое пятно и блики. Если это композиционно оправдано, оставляем. Я частично оставил, но в противовес сделал противоположный участок кадра более тёмным.
2. Заполняющий свет - небо над головой, небо вокруг! Его можно оставить, но можно и убрать, снимая, например, в арке «на просвет», или под каким-либо навесом. Учитываем, что голубое небо холоднее по температуре, чем оранжевое солнце. Утром, кстати, солнце будет розовым, а вечером - оранжевым.
3. Рисующий свет. Нужен для придания объёма объекту съёмки. Его можно создать отражателем, либо сделав тень (выставив флаг) с той или другой стороны, в данном случае, тень от здания слева в кадре. Соответственно, поворачиваем модель лицом к свету, он же добавит бликов в глазах. 4. Фон. Делаем его выбором локации для съёмки и компоновкой кадра. Если хотим тёмный фон, соответственно, кадрируем так, чтобы за моделью было что-то темнее неба. P.S. Ну, и не забываем о грамотном кадрировании и сюжетной составляющей фотографии. Всем удачи!
Автор: Антон Роук
Контровой свет всегда выигрышно смотрится на снимке. Добавляет сказочности при съемки Love Story. Этот свет не требует поиска и колоссальных затрат при съемке. Стоит всего лишь дождаться заката. И солнце своим контровым светом дополнит ваш снимок, позволит отделить главный объект от фона, тем самым, сделав фотографию объемной и атмосферной. Контровой свет – это свет, создающий световой акцент на силуэте модели.
Автор: Станислав Пилькевич
Снято на Nikon D600
AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G
Выдержка - 1/2000
Диафрагма - 1.8
Автор: Евгений Еремеев
Автор: Ульяна Веселова
Снято на Nikon D800
Автор: Phil Mazur
Свежие комментарии