На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир Фотографии

252 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Гришакин
    Действительно православные места. В молодости часто ездил в Алтухово к друзьям на охоту. В Азарово тогда ещё жили. Ка...Магическая красот...
  • bvyu74
    А покажите фото ночного Киева сегодня, очень хочется сравнить фото 2012 и фото 2022Киев ночной (подб...
  • Сергей Чекановский
    Не можешь заниматься тем, чем хочешь, занимайся тем, чем можешь! Нет неблагодарного труда - благодарным бывает, тольк...Бурлацкую тягу в ...

За участие Сапег в восстании против русских войск в 1830―1831 гг. ружанские владения были конфискованы

91426015

Монастырь картезианцев. В период Речи Посполитой это был один из известнейших монастырей. Большой и богатый… В 1648 году его строительство начал канцлер Великого княжества Литовского Казимир Лев Сапега, отличавшийся особой набожностью и приверженностью к католицизму – пожертвовал монахам ордена картезианцев место в своих владениях под строительство монастыря.

 

Монастырь картезианцев в Берёзе. Акварель Наполеона Орды

Особое внимание было уделено его оборонительной системе: постройка была обнесена шестиугольным валом, крепостной каменной стеной, а также пятью башнями, входом служила массивная брама с бойницами. Недалеко от брамы располагался двухэтажный дворец Сапег. В середине монастырского двора стояла высокая башня – звонница с толстыми стенами и многочисленными ярусами для размещения пушек.

  

Весь монастырский комплекс делился на две части: центральную, предназначенную для отшельников, и внешнюю – в ней жили монахи, не оторванные от мира.
Согласно правилам ордена католический аскетизм был доведен здесь до крайней степени. Монашеские кельи были изолированы друг от друга, и к каждой примыкал дворик с маленьким огородом.
Только по воскресеньям и в праздничные дни отшельники могли выходить в монастырский сад и бывать в общей трапезной, только в эти дни им разрешалось говорить. В остальное время они не общались ни с одной живой душой.
Еду им передавали через специальный зигзагообразный канал, устроенный так, что монахи не видели даже рук тех, кто подавал им пищу.

Гордостью монастыря была библиотека, где насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг. А украшением – изящный барочный костел – творение итальянского архитектора Дж. Джиелени и сад, по аллеям которого в 1706 прогуливались два союзных монарха – Петр І и Август ІІ Сильный. Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня, а шведские солдаты, уходя, собрали с монахов богатый выкуп, благодаря чему стены монастыря остались целы.

Вскоре после разделов Речи Посполитой на польских землях были закрыты все картезианские монастыри, и Берёзовская обитель осталась последним действующим монастырем ордена на территории былой Речи Посполитой. После восстания 1830–1831 годов монастырь в Берёзе все-таки закрыли, а вся его собственность была передана кадетскому корпусу в Полоцке.
В 1915 году здания монастыря сгорели. Оставшиеся руины продолжали постепенно разрушаться на протяжении всего ХХ века.

 

Урочище Меречевщина. Дворец Пусловских. Музей-усадьба Костюшко.

Дворец Пусловских и усадьба Костюшко на рисунке Н.Орды

Рыцарской грезой называют руины коссовского замка. Когда-то это был величественный дворец в неоготическом стиле, воздвигнутый на родине знаменитого белоруса руководителя национально-освободительного восстания 1794 года, национального героя Америки и Польши, почетного гражданина Франции Тадеуша Костюшко в урочище Меречевщина. До приобретения фольварка Пусловскими родовое гнездо Костюшко находилось в полуразрушенном состоянии.

В 1857 году на средства Вандалина Пусловского домик легендарного земляка был отреставрирован и приобрел первоначальный вид, приведен в порядок двор. Состояние усадьбы постоянно поддерживалось владельцами замка, и она стала неотъемлемой частью всего дворцово-паркового комплекса.

Замок Пусловских, строительство которого началось в 1830 году, единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести к так называемым «регулярным» дворцам. Его правильная геометрическая форма и симметричная композиция ― яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая ― особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом ― музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев.

Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы — охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы.

Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Говорят, его подожгли партизаны, чтобы запугать убегающих гитлеровцев. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко.

Урочище Меречевщина. Вид с Замковой горы

Ружаны.

Первоначально резиденция Сапег напоминала скорее неприступный замок, нежели утонченный дворец. Двухэтажное здание было укреплено тремя башнями, в подземельях хранился солидный военный арсенал, запасы продовольствия и бочки с вином, государственные документы, казна княжества и архив рода. Междоусобные войны между влиятельными белорусскими фамилиями в конце 17 века ввергли Ружаны в упадок. Осенью 1700 года в кровавой битве под Олькениками на ошмянской земле наемные войска Сапег были полностью разбиты двадцатитысячным шляхетским ополчением. Конфедераты разграбили Ружаны и разрушили замок.

Во второй половине 18 века канцлер Александр Сапега поднял из руин родовую резиденцию. Ян Самуэль Беккер, который являлся придворным архитектором Сапег, решил почти полностью перестроить старый дворцовый комплекс. За свою неописуемо талантливую работу Беккер был вознаграждён от Сапег пожизненной пенсией в размере 2160 злотых монет.
Во время глобальной перестройки две самые большие башни этого старинного дворца были почти полностью разобраны, а западная была включена в общий объём, который принадлежал почти новому зданию. Главный же корпус приобрел потрясающий вид очень компактного прямоугольного по форме здание, которое находилось под безумно высокой мансардной крышей. А главный фасад замка с окнами, которых было более тридцати и которые располагались в самой центральной части фасада выделялся небольшой портик, который был поднят на высоту второго этажа, и который состоял из нескольких пар колонн, а так же пилястр, который был завершён очень высоким треугольным фронтоном. Этот фронтон был полностью заполнен потрясающим скульптурным барельефом, а так же он был увенчан по всем углам потрясающей гротескной скульптурой. На противоположном фасаде портику соответствовала очень широкая терраса, которая была расположена на десяти колоннах и на которую выходили все окна и двери потрясающего бального зала. Очень высокие окна которые были обрамлены потрясающими узорами самого верхнего этажа свидетельствовали о том, что дворец имеет, прежде всего, парадное назначение.

 

Внутри же дворец имел зеркально-симметричное расположение всех комнат. К комнатам «первого порядка» были отнесены такие апартаменты как квадратный бальный зал, а так же огромный вестибюль и необычная парадная двухсторонняя лестница. А его зал и вестибюль освещались при помощи двух ярусов окон. Во своём родовом дворце Сапеги разместили даже потрясающий археологический кабинет-музей и безумно огромную библиотеку, которая даже имела свой собственным экслибрис, который был выполнен очень знаменитым в те времена художником Франтишеком Бальцевичем. После всех разделов Речи Посполитой всё своё накопленное движимое богатство Сапеги вынуждены были перенести в соседнее имение, которое находилось в Деречине.

В одно время с глобальной перестройкой центрального здания был сформирован очень большой по своим размерам дворцовый ансамбль, который состоял из нескольких корпусов, которые были симметрично сгруппированных вокруг практически замкнутого двора с непосредственным включением в него потрясающих парка, оранжереи и сада. При украшении всех фасадов этих дворцовых зданий активно были использованы рустовые пилястры, а так же скульптуры и разные пластико-орнаментальное обрамление.

Восточный же корпус был полностью разделенный огромной парадной лестницей на 2 равные по размеру части, к которым относились театр и манеж. Этот театр считался одним из самых больших в наших краях в те времена. Глубокая сцена, которая была запланирована в этом театре, имела семью планов кулис и позволяла три раза изменять оформление во время одного спектакля. К сцене так же были присоединены не очень большие по размеру гардеробы артистов. Двухъярусный зал имел форму подковы и мог вместить огромное количество лож. В этом зале с умопомрачительной роскошью Сапеги когда-то принимали знаменитых королей Речи Посполитой.

Западный корпус использовался в качестве картинной галереи. По бокам въездных ворот располагались два служебных флигеля, которые имели два этажа и которые формировали фронтально развернутую композицию этого парадного въезда. Неповторимые триумфальные ворота являлись самым достойным вступлением в этот дворцовый комплекс.

За участие Сапег в восстании против русских войск в 1830―1831 гг. ружанские владения были конфискованы, вывезены в Россию уникальная библиотека и архив.

Более столетия в дворцовых залах располагалась ткацкая фабрика. В годы Первой мировой войны здание вновь подверглось разрушениям. Реставрацию 1930-х годов прервала Вторая мировая. После боев 1944 года древние стены восстанавливать не стали.
С самого начала 2008 года в ружанском дворцовом комплексе, который принадлежал Сапегам, ведутся реставрационные работы.

 

 

Источник

наверх