Жанлу Сьефф (Jeanloup Sieff) родился в семье поляков, перебравшихся во Францию, 30 ноября 1933 года.
Практически каждое лето мальчик проводил в Польше. Но самым запоминающимся летом ля него стало четырнадцатое по счету.
Именно тогда ему подарили первую фотокамеру. Это был пластиковый аппарат Photax.
В возрасте 20 лет ровно год проучился в школе фотографов «Vaugirard». А уже в следующем году работал внештатным фотографом.
Первые фешн-фотографии сделал в 1956-м году. Спустя пару лет, работая в агентстве «Magnum», перебрался в Нью-Йорк, где фотографировал для самых популярных журналов.
В его портфолио огромное количество знаменитостей тех времен. Умер Жанлу в родном Париже в возрасте 66 лет.
Photo by Jeanloup Sieff
22 мая 2012 Фотография |
Признанный мастер фотографии Жанлу Сьефф в своём творчестве часто обращался к жанру «ню».
За его эротичные и провокационные снимки его называли фривольным фотохудожником.
Но слово «эротика» в контексте фотографий Жанлу Сьеффа, кажется слишком поверхностным, чтобы передать всю глубину и чувственность его работ.
В своих мемуарах фотограф признавался, что женщины были его страстью.
Его вдохновляли красивые и чувственные линии и изгибы женского тела, и он потрясающе передавал их в своих работах.
Своими фотографиями Жанлу Сьефф делал женщинам комплименты, по-французски галантно и признавался им в любви, по-французски страстно.
Хотя Жанлу Сьефф говорил о дизайнерской одежде, что она «в большинстве своём ужасна» (видимо, поэтому он предпочитал фотографировать женщин вовсе без неё), он вошёл в историю как гениальный фешн-фотограф. Сьефф невероятно тонко чувствовал, как сфотографировать тот или иной наряд, чтобы он выглядел наиболее привлекательно. И именно благодаря его снимкам некоторые модели известных кутюрье стали культовыми и незабываемыми. Взять, к примеру, прекрасный снимок плаща-накидки Forquet, сделанный под углом, подчёркивающим графичность силуэта. Или снимок облегающего платья Dolce&Gabbana, грамотно сфокусированный на талии модели.
Жанлу Сьефф, 1970. Платье Yves Saint Laurent, Vogue
Женский смокинг Yves Saint Laurent, 1975 French Vogue
Жанлу Сьефф обладал прекрасным чувством юмора, что, конечно, не могло не отразится в его работах. Ему нравилась игра с условностями и игра в ситуации. А зачастую снимки его были и вовсе сюрреалистичны. А как ему удалось уговорить Альфреда Хичкока бегать с моделью по съёмочной площадке фильма «Психоз» вообще осталось загадкой.
В 50-е годы Жанлу Сьефф часто использовал широкоугольные линзы, которые, позволяя охватить более широкий угол зрения, являются мощным инструментом акцентирования глубины и относительного размера в снимке.
Помимо женщин у Жанлу Сьеффа было ещё две страсти — кино и танец. Впоследствии оба этих жанра стали ключевыми темами его творчества.
Жанлу Сьефф родился в Париже в 1933 году. На своё 14-летие он получил в подарок фотоаппарат Photax и все зимние каникулы посвятил фотосъёмке. Так началось его увлечение фотографией, совершенно случайно. Окончив Парижскую национальную школу фотографии и кинематографии, известную по названию улицы, на которой она находилась — Вожирар, он продолжил учёбу в школе в городе Вевей в Швейцарии. Поначалу Жанлу Сьефф работал репортёром-фрилансером, а позже начал снимать для журнала «Elle» и агентства «Magnum». Некоторое время Жанлу Сьефф прожил в Нью-Йорке. Но большую часть своей жизни он провёл в Париже, где 20 сентября 2000 года ушёл из жизни в возрасте 66 лет. Почти 40 лет своей жизни Жанлу Сьефф посвятил фотографии и подарил миру поистине гениальные чёрно-белые снимки.
Отрывок из беседы Жанлу Сьеффа (Jeanloup Sieff, 1933-2000) с директором
Московского Дома фотографии Ольгой Свибловой (1998 год)
Ольга Свиблова — Как вы начали заниматься фотографией?
Жанлу Сьефф — Случайно. В день моего 14-летия мне подарили фотоаппарат. Я стал снимать и даже завел себе фотолабораторию, хотя вовсе не думал, что фотография станет для меня главным делом жизни. Я мечтал о профессии кинорежиссера, но учиться стал на филологическом факультете. В это время я сделал свои первые репортажи, мне это так понравилось, что о кино я и думать забыл. В 20 лет, сдав экзамены, я стал работать фотографом. Правда, позже я снимал рекламные ленты. И еще раз убедился, что в кино нужно работать командой — может, именно это мне и не нравилось? Я люблю радоваться в уединении, потому и стал фотографом. Однажды на лекции где-то в Германии я сказал студентам, что фотография подобна онанизму — в зале воцарилась мертвая тишина. Но ведь это правда, фотография действительно удовольствие в одиночку. И мне нравится работать одному. Впрочем, я понимаю, почему многие предпочитают работать в команде — теплая атмосфера, все друг к другу хорошо относятся, помогают. Но как это ответственно! И еще при этом бывает слишком многолюдно.
Альфред Хичкок
Ольга Свиблова — А как вы попали в мир моды?
Жанлу Сьефф — Тоже случайно. Я был независимым репортером и предлагал в журналы статьи и фотографии на темы, которые мне были интересны. Но за год, обходя редакцию за редакцией, я не смог продать ни одного репортажа. Однажды мне позвонили из журнала ЕНе — нужно было заменить заболевшего фотографа. Это сначала была чисто репортерская работа. Затем случилось так, что один из их фотографов моды уехал в Америку, меня попросили его заменить - так я и стал снимать fashion. Потом опять вернулся к репортерству и полтора года работал в агентстве «Магнум».
Ольга Свиблова — Но из «Магнума» вы тоже ушли?
Жанлу Сьефф — Да, чтобы снова обрести уединение. Я оставил агентство, но приобрел там массу друзей. Картье-Брессон, Марк Рибо, Эллиотт Эрвитт — мне было хорошо с ними, но я по-прежнему не хотел от кого-нибудь зависеть. Работал для многих газет, уехал в Америку, жил в Нью-Йорке, где работал для Harper's Bazaar. До сих пор жалею, что не застал в Bazaar величайшего художественного директора Алексиса Бродовича, — к тому времени он уже ушел из журнала. Но познакомиться с ним успел — мы сАведоном навестили Бродовича в больнице, он был тогда уже тяжело болен. Он подарил мне свою книжку о балете. Приехать бы мне на три года раньше, я мог бы поработать с Бродовичем. Но не довелось. Шесть лет я пробыл в Нью-Йорке, а потом вернулся в Париж.
…
Ольга Свиблова — Вы можете определить, что это такое — фотография?
Жанлу Сьефф — Это трудно определить внятно. Во-первых, это приятное как в чувственном, так и в интеллектуальном плане занятие. Во-вторых, это просто удовольствие. Кроме того, фотография похожа на многослойный пирог, каждый слой которого обладает определенным вкусом. А еще фотография — тщетная попытка остановить время, остановить поток ощущений и чувств в надежде, что когда-нибудь их удастся испытать вновь (наивно, конечно, ведь то, что однажды пережито, в другой раз так же не переживешь).
Ольга Свиблова — Получается, смысл вашей жизни — удовольствие?
Жанлу Сьефф — Удовольствие и лень. Однако, как всякий лентяй, я работаю по 18 часов в сутки.
Ольга Свиблова — Считаете ли вы, что фотография что-нибудь изменила в мире?
Жанлу Сьефф — На мой взгляд, фотографии нет. Есть фотографы — люди, выражающие себя с помощью специальной техники. И в этом фотография мало отличается от музыки или кино. То, что делает Картье-Брессон, не похоже на то, что делает Ирвинг Пенн или Билл Брандт, хотя они и пользуются одной и той же техникой. Но это - единственное, что их объединяет. Иной раз мне кажется, что извлекающий звуки из скрипки мне гораздо ближе того, кто пытается что-то запечатлеть с помощью объектива.
Ольга Свиблова — Если уж зашел разговор о технике, не могли бы мы поговорить о техническом усовершенствовании фотографии?
Жанлу Сьефф — Эти вопросы не ко мне. В этом смысле я живу в 1970 году. Я снимаю старенькими «Лейкой» и «Никоном», изредка «Хассельбладом». Все эти камеры, что называется, «ручники» - не автоматы. И я с ними прекрасно работаю. Не подумайте, что я намеренно самоограничиваюсь старой техникой. Просто это «мое». Конечно, у меня есть компьютер, но пользуется им моя дочка, а я даже не знаю, как он включается. Мне рассказывали о цифровой фотографии, но я так и не понял, для чего она нужна. Фирма «Никон» подарила мне многопрограммный аппарат с кучей автоматики — он лежит на полке вот уже три года, и мне до сих пор невдомек, на какие кнопки нужно нажимать.
…
Ольга Свиблова — Репортажная съемка или работа для журналов моды — насколько трудно сделать между ними выбор?
Жанлу Сьефф — У меня не было отдельных периодов — фото для журналов моды, репортажи, портреты... Все делалось параллельно. Обычно я работал одновременно над многими вещами. На мой взгляд, в фотографии нет тем, есть взгляд фотографа на разные вещи. Кстати, когда я снимаю манекенщиц, меня интересует не платье (если, конечно, речь не идет о прекрасных платьях Сен-Лорана), а сама девушка и то окружение, в котором я ее фотографирую. Наверное, поэтому у меня было много проблем с журналами моды.
…
Ольга Свиблова — Кажется ли вам интересным творчество молодых фотографов?
Жанлу Сьефф — Стравинский как-то незадолго до смерти сказал, что молодость — это состояние духа. И он был прав. Когда-то я был дружен с одним молодым фотографом, которому действительно было интересно все. Это был Жак-Анри Лартиг, в свои 94 года он несомненно был молодым фотографом — постоянно рассказывал о своих планах, о том, что он делает... Мне встречались и 25-летние фотографы, которые, на мой взгляд, больше напоминали стариков. Они думают лишь о карьере, обсуждают только свои «приемчики», мечтают лишь о преуспеянии — ни вдохновения, ни любознательности. Так что понятие «молодой фотограф» не имеет ничего общего с годами — это состояние души. Вот, например, Картье-Брессон — молодой фотограф, неважно, что он уже не занимается фотографией, а только рисует. Он был молодым всю свою жизнь. Лартиг умер в 96 лет — и он был молодым. А иные родились стариками и останутся ими навсегда. Удивительно, но хорошие фотографы очень часто доживают до глубокой старости!
Свежие комментарии